Генограмма относится к специфическим методам терапии, наряду с другими методами (семейные метафоры, циркулярное интервью и др.) Несмотря на то, что метод генограммы «родом» из семейной психотерапии, в настоящее время он активно и эффективно используется в психоаналитической терапии в рамках семейного подхода. Предметом исследования выступает единое семейное бессознательное или скрытые (неявные) аспекты семейной жизни.
Метод не так прост, как может поначалу показаться, и требуется предварительное обучение, для того чтобы он стал рабочим инструментом. Этот метод нуждается в практике. Вещи, лежащие на поверхности и естественные, могут казаться незначительными до тех пор, пока они не будут вынесены на бумагу и не проанализированы с точки зрения человека, который использует этот метод. Есть методология, есть аналитическое знание и есть наша интуиция, которой в этом методе нужно доверять.
Генограмма — один из методов семейной психотерапии. Метод генограммы в настоящий момент обязательно применяется в консультациях с семьями как в российской, так и в зарубежной практике. Этот метод подходит как для терапии пар, так и для терапии расширенных семей, а также для индивидуальной терапии.
История генограммы как метода датируется где-то с 80-х годов ХХ века, когда появилась идея, что можно рисовать — графически изображать генеалогическое древо при работе с семьей.
Существует мнение, что метод генограммы был впервые представлен на психотерапевтической конференции по семейной терапии Мюреем Боуэном в 1978 году.
Другая версия заключается в том, что генограмма берет свое начало в ранних размышлениях Морено о комплексных семейных связях и «социальном атоме», идеи, которые позже трансформировалась в генограмму.
Морено (основатель психодраматического подхода в психотерапии) сформулировал постулат со-знательного и со-бессознательного в семье и группе. В то же время в 70-е годы ХХ века Франсуаза Дольто, Николя Абрахам и их ученики говорят о проблеме трансгенерационной передачи не полностью разрешенного конфликта (ненависть, месть, вендетта, тайна, «невысказанное», преждевременный смертей и т.п.). Со-бессознательным Морено называет то, что происходит между клиентом и аналитиком в состоянии эмпатии, когда бессознательное одного коммуницирует с бессознательным другого. Формы проявления языка бессознательного клиента и терапевта прослеживаются с помощью геносоциограммы (аффективное представление о семейных связях) и трансгенерационного подхода. Морено ввел понятие «теле» — смесь эмпатии, переноса и коммуникации, коммуникации бессознательной, на расстоянии, между людьми.
Морено предложил понятие «социальный атом» для отображения и обозначения наиболее значимых отношений в жизни каждого человека. Социальный атом — это лица, составляющие личный мир субъекта: семья, друзья, близкие, те, кого любит или не любит, ненавидит, умершие или живые. Морено дает определение «социальному атому»: «Внутреннее и внешнее ядро, состоящее из лиц, эмоционально связанных с субъектом».
Метод генограммы относится к тем немногочисленным методам работы терапевта, которые позволяют увидеть индивида в свете его отношений с ядерной семьей (ядерная семья — это семья родителей), а семью можно понять только в контексте ее расширенной истории, поскольку семья представляет собой единое эмоциональное поле, протяженное в пространстве и во времени, где из поколения в поколение передаются общие схемы эмоционального реагирования (функционирования) людей. Именно для изучения межпоколенной динамики и был разработан метод генограммы, который и позволяет понять расширенный семейный контекст и увидеть семейные источники ряда индивидуальных проблем.
Классическое определение, данное Мюрреем Боуэном (амер. психиатр, один из основателей семейной терапии, прошел психоаналитическую подготовку и 13 лет личного анализа), звучит так: генограмма — это метод семейной психотерапии, в котором используется графическая запись информации о семье. В основе этого метода лежит идея о том, что клиент является частью системы под названием семья. Это может быть семья, которую он создает, если это взрослый человек, либо расширенная семья – родительская семья и род.
В основе этого метода лежит идея о том, что семьи воспроизводят сами себя. Склонность семьи воспроизводить из поколение в поколение в неизменном виде такие эмоциональные процессы как уровень семейной тревоги, способы ее снижения, степень слияния и дифференцированности членов семьи, эмоциональные треугольники и альянсы, семейная проекция. Повторяющиеся события и симптомы. Это предположение позволяет объяснить совпадения, повторяемость жизненных событий из поколения в поколение, повторяемость основных паттернов отношений с людьми и паттернов эмоционального реагирования (как женщины выбирают мужчин, или как они к ним относятся). Вспомните из практики, что вы начинаете чувствовать, когда клиентка говорит вам: «Я не одна такая. Я принадлежу к такой группе, такой системе. Мы все девочки такие в нашей семье». Для меня это является сигналом построить генограмму.
Во время проведения интервью для создания генограммы начинается давление семьи – в кабинете разворачивается ситуация, когда клиент уже не один, за ним возникает семья, и аналитик попадает в контрперенос уже от всей семьи. Графически изображая каждого члена семьи, мы, во-первых, выносим информацию клиента вовне, а, во-вторых,, символизируем и структурируем ее. И эти действия помогают клиенту разидентифицироваться с мифом о своей семье, и это дает возможность клиенту и аналитику остаться в кабинете один на один.
Иногда клиент приходит с запросом: «Мне надоело делать то же самое, что моя мама и бабушка…». И он приходит создать коалицию с аналитиком, чтобы найти свои пути. Он уже вынес проблему вовне, а значит, с ней уже можно что-то сделать. И это хорошо мотивированный клиент, который уже сформулировал проблему: «Я хочу жить своей жизнью». Семейная история вынуждает его думать и искать новые смыслы.
Существует еще одно определение генограммы. Это определение Анн Анселин-Шутценбергер. Она упоминает автора геносоциограммы профессора Анри Колломба (Дакар, 1978г.), и также ссылается на размышления Морено.
Анн Анселин-Шутценбергер пишет, что «геносоциограмма позволяет получить наглядное социометрическое (аффективное) представление о генеалогическом семейном древе и его характеристиках. Геносоциограмма является комментированным представлением генеалогического древа (генограммы). На ней с помощью социометрических стрелок выделены различные типы отношений субъекта со своим окружением и связи между различными персонажами: соприсутствие, сожительство, диады, треугольники, исключения, кто кого заменяет в семье, когда другой уходит или умирает, разделы наследства, подарков; одаренные, обделенные, «несправедливости», повторения — все со слов клиента.
Для изучения межпоколенной динамики был разработан этот метод. Метод позволяет понять расширенный семейный контекст и увидеть семейные источники ряда индивидуальных проблем.
Основная идея и цель построения генограммы — это выдвижение гипотезы и ее подтверждение. Построение центральной гипотезы и ее проверка. Гипотеза дает нам стратегию дальнейшего движения. Мы структурируем информацию со слов клиента в символической форме, учитывая наш контрперенос.
Гипотезы — это методически обоснованные предположения о структурировании действий и мотиваций. Это идея аналитика по поводу основного актуального внутреннего конфликта, который привел клиента на анализ, основанная на понимании аналитиком бессознательных процессов клиента в символической форме, учитывая наш контрперенос.
Мы, психоаналитические терапевты, по большей части, ориентированы на индивидуальную терапию, то есть работу с одним клиентом. Но мы понимаем, что клиент жил и живет не один, у него есть связи в его семье, а также в его расширенной семье и социуме.
Каждый раз, когда к нам приходит новый клиент, один из первых вопросов, которым мы должны задаться — почему этот клиент пришел к нам именно сейчас? Что сейчас происходит в его жизни? Что происходит в его семье? Что подвигло его на такой серьезный шаг — прийти на анализ, рассказать о чем-то, о чем он даже не может рассказать своим близким, попросить помощи. И чаще всего мы будем предполагать, что клиент находится в кризисе. В работе с генограммой мы будем предполагать, что здесь проявляется юбилейный синдром.
В момент соприкосновения с материалом семьи клиента начинают вырисовываться вещи, которые могут быть неочевидными настолько, что аналитик может затрудняться сформулировать их даже супервизору.
Построение генограммы может быть полезно особенно, когда мы сталкиваемся с непростой соматизацией, которая плохо поддается лечению. Если в ходе построения генограммы этот же симптом проявляется еще у кого-то из предков, мы можем фокусно исследовать этот вопрос.
Метод также позволяет объяснить устойчивость семейных мифов и семейных посланий. Чаще всего семейные мифы бессознательны. Они не проявляются никак, кроме как в определенных повторяющихся событиях. Например, сложности с деторождением или количество детей в семье, что скорее является позитивным аспектом, который в обычном нашем терапевтическом мышлении не берется во внимание.
Мысль о том, что построение гипотез является естественной практической деятельностью в консультировании и не является лишь теоретизированием, стала популярной благодаря «Миланской группе».
Название «миланская модель» связано с именами М.Сельвини Палаццоли, Л.Босколо, Дж.Чеккин и Дж.Прата. Эта группа семейных терапевтов с психоаналитической подготовкой в 1975г. представляет книгу «Парадокс и контрпарадокс». Вначале эта группа проводила терапию семей больных, страдающих расстройствами приема пищи, а позднее пациентов с шизофренией.
Сельвини Палаццоли — несомненный лидер группы, выросла в богатой миланской семье, где, по ее словам, чувствовала себя эмоционально дистанцированной от родителей, и семью свою она называла несчастной. В начале клинической карьеры она работала с девушками, страдающими расстройством приема пищи. Эта работа мотивировала ее намерение получить психоаналитическое образование. Для более успешной работы с этими расстройствами, она стала искать новые пути, что способствовало построению собственной концепции семейной терапии. Это развитие выразилось в написании книги, посвященной расстройствам приема пищи (1975). В 1967г. М.Сельвини Палаццоли основала первый в Италии институт, ориентированный на семейную терапию. В конце 80-х гг. она говорила о необходимости заново «открывать» индивидуальность, интегрируя индивидуальный и системный подходы в рамках единой комплексной модели.
Метод генограммы имеет широкий диапазон применения в терапии семейных отношений, все зависит от того кто является клиентом — семья или индивид, от запроса клиента (связан ли он с прикосновением к истории семьи), от его способности воспроизвести историю и также этапа терапии. Этот метод всегда применяется в консультировании семей и почти всегда в консультировании пар.
Вот несколько вариантов применения метода...
Генограмма составляется в ходе семейного интервью, с регистрацией наиболее важной информации о семье и ее истории, с целью выработки системного видения и выдвижения семейных гипотез.
Генограмма составляется семейным терапевтом вместе с семьей одновременно в диагностических и терапевтических целях, с целью наиболее наглядно показать и лучше понять характер и источник семейных проблем.
Семейный терапевт составляет повторную генограмму самостоятельно или вместе с семьей для отслеживания семейной динамики.
Члены семьи составляют генограмму самостоятельно для углубления понимания собственной семейной системы с последующим обсуждением с терапевтом или без него.
Терапевт составляет генограмму с клиентом в рамках индивидуальной терапии в случаях: своеобразного тупика в терапии, сложности и актуальности его семейных проблем.
Вначале предлагается провести расширенное интервью, включающее в себя собственно занесение информации в символической форме. В интервью должны быть отражены следующие пункты:
1. Состав семьи. Кто живет вместе? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть от них дети? Где живут остальные члены семьи?
2. Демографическая информация о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи.
3. Настоящее состояние проблемы. Кто из семьи знает о проблеме? Как каждый их них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?
4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Какие попытки решений были предприняты, Кем и в каких ситуациях? Обращались ли раньше к специалистам и были ли госпитализации? Как изменились отношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться?
5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.
6. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители клиента? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены? были ли другие браки? Когда поженились? Есть ли у клиента братья или сестры? Старшие или младшие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети?
7. Семейные взаимоотношения Есть ли в семье какие-либо ее члены, прервавшие взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие типы несогласия есть в паре клиента? У родителей клиента?
8. Семейные роли. Кто самый авторитетный в семье? Кто любит, когда о нем заботятся? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянные неудачи? Кто больше всех болеет в семье? И т.д.
9. Очень важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу. Они являются ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.
10. Трудные для семьи темы. Имеет ли кто-нибудь из членов семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Алкоголь? Когда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сейчас?
Существует ряд вопросов, на которые генограмма позволяет ответить лучше, чем другие методы. Опыт работы с семьями показывает, что простая схема обсуждения генограммы с семьей и ее отдельными членами с позиций системно-динамического подхода достаточна эффективна.
Одновременно существует системно-динамическое интервью по семейной генограмме (автор Змановская Е.В.) — это те вопросы, на которые аналитик мысленно отвечает сам себе:
-
какая перед нами семья, как ее в целом можно охарактеризовать?
-
какие отличительные особенности анализируемой семьи (что особенного)?
-
каков характер отношений между членами семьи?
-
какие системные роли (предписываемые семьей) играют члены семьи и что для них важно?
-
что повторяется из поколения в поколение, и почему это происходит?
-
в чем может заключаться ведущая проблема данной семьи?
-
когда впервые появился симптом в данной семейной системе?
-
как члены семьи защищаются от тревоги?
-
благодаря чему и кому сохраняется семья и в чем ее ресурсы?
-
каков вектор ее развития (прогресс, стагнация, регресс)?
-
каковы возможные перспективы развития данной семьи?
-
что могут сделать конкретные члены семьи для улучшения своей семьи?
Данную схему можно использовать и в сокращенном варианте. Она одинаково хорошо работает при разных формах терапии: индивидуальной, семейной, групповой.
Итак, как мы уже знаем, генограмма — это схематическое изображение нескольких, но не менее 3-х поколений семьи. Вот символы, которые используются при составлении генограммы: (Змановская Е.В. Психология семьи: основы супружеского консультирования и семейной психотерапии).
Иллюстрации здесь и далее — из открытых источников
Генограмма может иметь разную степень полноты. Развернутая может содержать всю наиболее важную информацию о семье, также могут быть построены и использоваться генограммы, отражающие только состав расширенной семьи и взаимосвязи между ее членами.
Чтобы составить максимально полную генограмму, аналитик может рекомендовать отправиться к тем членам семьи, кто еще жив и может вспомнить недостающую информацию о семейных корнях.
Опрос по генограмме сфокусирован не только на проблемах и трудностях семьи. Он высвечивает также успехи и способы, с помощью которых клиент уже справился с другими проблемами.
В сочетании с генограммой обычно используется список важных событий семейной истории или методика «линия времени», в которой события расположены вдоль временной оси.
Эта методика становится особенно важной при размышлении аналитика о том, почему клиент пришел за помощью именно сейчас, а не годом раньше или позже? Что изменилось в его семье? Что стало другим во внешних связях?
В генограмму включаются:
-
родные и сводные братья и сестры;
-
мать, отец, первые браки родителей;
-
родные дяди и тети;
-
предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены);
-
дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные, умершие, нерожденные);
-
бабушки, дедушки;
-
прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7 колена, если случились особые тяжелые события внутри семьи);
-
интегрированные в систему лица (няни, кормилицы);
-
человек, оставивший или не оставивший наследство.
Важной является следующая информация:
-
фамилия, имя, возраст или дата рождения, смерти;
-
дата заключения брака (дата знакомства), даты реальных и формальных соединений, разводов, разъездов;
-
место проживания, географическое происхождение семьи, переезды;
-
профессии (к какому социальному слою относятся клиент, его родители, его дедушки и бабушки);
-
тяжелые, хронические заболевания, причины смертей;
-
религия.
В зависимости от качества и глубины интервью, генограмма может охватывать до трех поколений от «исходной точки», то есть семьи, в которой живет клиент.
В генограмму могут быть внесены необязательные вещи — это то, что вы чувствуете, это какая-то ваша метафора к текущему событию или общая метафора, когда вы, например, вдруг почувствовали: «Это еще та семейка», и вы пишите это. И это не про отыгрывание, а про соприкосновение с контрпереносом, который фиксируется.
Интересными могут оказаться «нестрогие» информационные данные:
-
три произвольных характеристики, приписываемых тому или иному участнику генограммы;
-
образное определение семейной атмосферы («тяжелая», «серая»);
-
табу и «белые пятна» генограммы: о ком не говорится, что ненамеренно скрывается, какие события замалчиваются или не объективированы клиентом (в тех семьях, где старший ребенок погиб в младенчестве или была невыношенная беременность, в тексте клиента, в его ассоциациях не звучит ничего, но когда прикасаешься к материалу, в контрпереносе чувствуется неотгореванное горе матери по поводу потерянного ребенка и ожидания от нового ребенка, отрицание живости, безысходность — и здесь мы можем помочь клиенту вербализировать);
-
болезни.
Макголдрик и Герсон (1990) указывают, что генограмму можно было бы ввести в практику семейных врачей. Особенно когда мы сталкиваемся с очень непростой соматизацией у клиента, соматизацией, которая плохо поддается лечению, когда врачи считают, что возможно только паллиативное лечение. Если в результате прорисовки генограммы обнаруживается, что этот симптом проявляется еще у кого-то из предков, то мы с вами можем фокусно исследовать этот вопрос. И в этом методе если говорить о медицинском аспекте при работе с психосоматикой, имеет смысл указывать анамнез родителей, дедушек-бабушек и ближайших родственников. Заболевания часто повторяются: бронхиальная астма, онкология.
Отдельные части генограммы можно выделять разными цветами: особые семейные отношения — взаимное влияние, модели, передаваемые через поколение. Пунктиром обводятся те участники, которые жили на одной территории, что очень важно для составления генограммы.
Есть объективные данные, которые мы вносим — даты рождений, смертей, разводов. Если клиент говорит, что не знает, что происходило в семье до его рождения, а это может быть десять лет с момента заключения брака его родителями, то здесь мы ставим для себя вопрос – это то, что формировало настоящее вашего клиента. И эти вопросы вы можете писать в вашей генограмме. И к каждой генограмме вы можете сделать три несущественных замечания. Больше их не нужно, так как, как и в тесте Роршаха, бесконечные ответы уже не интерпретируются.
То есть это ваша фантазия по поводу фантазии вашего клиента. Что делали родители эти десять лет? Строили ли они дом? Или переезжали? Почему в этом браке десять лет не было детей? А что думали родители родителей по поводу этого брака?
Мы строим генограмму приемной семьи.
В качестве примера приведем генограмму Зигмунда Фрейда на момент, когда ему было 14 лет.
«Обсуждая феномен гения Фрейда, А.Варга {Варга А,, 2012} предлагает следующий анализ его генограммы. "Фрейд был старшим мальчиком в семье, в третьем браке своего отца. После него через год рождается мальчик, который тут же умирает, и дальше родятся только девочки. В тот год, когда рождается Зигмунд, его старшие братья от предыдущих браков отца уезжают из Австрии в Англию. И Фред оказывается единственным биологическим сыном у своей матери и единственным близким сыном у своего отца. Таким образом, он — старший и единственный мальчик в семье. Известно, что у него были очень близкие отношения с матерью. И эта семейная структура вполне подтверждает свидетельства самого Фрейда о своем положении в семье, потому что он был замещающим ребенком. Он замещал матери умершего брата и рос за себя и за него, он замещал отцу сыновей, которые уехали, и общение с которыми было не таким частым, как отцу хотелось бы. И он, конечно, был носителем всяких серьезных семейных ожиданий, к нему обращенных. Так что нечего удивляться, что он стал таким известным. Такого рода замещения — важная вещь, потому что они во многом — ключ к судьбе"» (А.Ф.Шлиппе, Й.Швайтцер, Учебник по семейной терапии и консультированию, 2011).
О генограмме семьи З.Фрейда, построенной в 1896г. (Макголдрик и Герсон, 1990):
«Интересно, что Зигмунд Фрейд в возрасте 40 лет некоторое время страдал мигренью и не мог работать (не публиковал свои труды). Его генограмма наталкивает на различные гипотезы по этому поводу. Не был ли он перегружен заботой о своих многочисленных детях? Не стала ли для него, мужчины-интеллектуала, так строго контролировавшего свои влечения, искушением сестра его жены, которую накануне взяли в дом для помощи по хозяйству? Не сложилась ли ситуация, подобная той, которая была знакома ему еще по родительской семье: вторая жена его отца, значительно моложе его, оказалась почти ровесницей братьев Зигмунда Фрейда, детей отца от первого брака? Еще одна версия: с момента включения сестры жены в семью Зигмунда Фрейда сам он стал менее важной фигурой, так как сестры были очень близки между собой. Не потому ли он отступил и это отступление выразилось в его мигрени? Ведь в отцовской семье он был старшим в длинном ряду братьев-сестер: возможно, ему надоела постоянная ответственность? И еще: когда Зигмунду Фрейду исполнилось 40 лет, умер его отец. Что это могло означать для сына, который был так сильно «ориентирован» на своего отца?».
Какие были отношения у Зигмунда с дочерью Софьей? Это была его любимая дочь, которая погибла в 1923 году. И ее сын, любимый внук Фрейда, тоже погиб через какое-то время. И мы можем обозначить эту связь двумя полосами. Это близкие и теплые отношения близких родственников.
На момент сорокалетия Фрейда у него умер отец. В генограмме смерть обозначается чертой. Если бы мы задались вопросом, какие отношения были у Фрейда с отцом, а мы знаем, что они были амбивалентные, непростые, мы бы нарисовали прерывающийся пунктир.
В это же время переехала Мина (соприсутствие), и Марта, жена Фрейда, слегка дистанцировалась от него. У нее были очень близкие отношения с ее сестрой, но существуют предположения, что Фрейд был в особых отношениях с Миной. Они не раз путешествовали вместе.
Более детальный анализ этой генограммы можно найти у Макголдрик и Герсона, а также у Марианны Круэль (Marianne Kruell, 1979).
Этот метод требует временных затрат, контрперенос от семьи больше и мощнее, чем контрперенос на отдельно взятой сессии от одного клиента. Прикосновение к теме семьи может доходить до разных психосоматических расстройств.
Аналитик строит генограмму клиента. В этот момент клиент контактирует с этим содержанием. Что он делает в это время? Он рассказывает свою историю — некий текст. В то время когда аналитик и клиент совместно делают эту генограмму, клиент соприкасается с некими содержаниями, аффектами, чувствами, и все это в плоскости взгляда в будущее, вспоминая прошлое, и находясь в какой-то точке настоящего. Содержание истории клиента, его чувства и аффекты связаны. Аналитик, соприкасаясь с аффектами и чувствами клиента, формирует контрперенос.
Мы буквально смотрим на кожные покровы клиента — какова его реакция на ту или иную интервенцию. Метод позволяет работать с вербальным и невербальным, с тем, что клиент уже может озвучить, и с тем, для чего клиент пока не может подобрать слова, тем, что у него пока не репрезентировано: провалами (в речи, памяти, аффектах). Эти же провалы могут происходить и с аналитиком. Изменение течения времени во время сессии очень о многом говорит. В данном случае это может говорить о какой-то семейной тайне, которую мы нащупываем и с которой соприкасаемся в генограмме.
Мы также соприкасаемся с забвениями, разрывами, изломами души, синхронией и совпадениями дат рождений, смерти, бракосочетаний, разводов, несчастных случаев, появлением болезней, «годовщинами» или значимыми для субъекта датами, с его семейным атомом и социально-экономическим окружением, с личной психологической реальностью.
Здесь учтены четыре кита психоанализа:
-
сопротивление;
-
перенос/контрперенос (отслеживание вегетативной реакции, которые становятся очевидными, если мы работаем лицом к лицу с клиентом: если у клиента краснеет или бледнеет лицо, то это говорит о наличии очень значимого материала, даже если он не может быть проговорен, рисуя генограмму, мы можем понять, что здесь что-то есть);
-
бессознательное;
-
символическое (юбилейный синдром – повторение дат и определенная соматизация на эти даты).
«Использование генограммы дает ощутимый терапевтический эффект — в ходе ее составления и обсуждения люди не просто начинают лучше понимать свою собственную семью. Они приобретают новый опыт чувственного погружения в семейную систему. В результате этого изменяется восприятие своей семьи и самого себя» (Змановская Е.В. Психология семьи).
Если предложить клиенту нарисовать свою генограмму, а потом ее интерпретировать как проективный метод, мы можем задавать вопросы или анализировать с какого члена семьи был начат рисунок генограммы, какого члена семьи забыли, вытеснили. Это очень говорящая информация. Подробнее это описано у Ф.Каслоу.
Диагностические моменты: у невротиков генограмма будет выглядеть очень упорядоченно, она будет структурирована. У пограничников и психотиков генограммы отличаются.
Порядок рождения, который накладывает сильный отпечаток на формирование:
-
у первенцев — перфекционизма, поддержания семейных традиций, опеки младших, лидерства, повышенного коэффициент интеллекта, гиперответственности, сложности расслабиться и ригидной связки;
-
у младших — инфантилизации, меньшей инициативности и меньшей ответственности, проблем с самооценкой, творчества;
-
у средних — комплекса неполноценности, дипломатичности, коммуникабельности;
-
у единственных — большей привязанности к взрослым, сложностей в отношениях со сверстниками.
Совпадения и типы совпадений:
-
начало развития проблемы, совпадение с каким-то событием, которое меняет жизнь всей семьи (семья может не придавать значения событию в проблеме ребенка — например, смерти бабушки);
-
юбилейный синдром — например, какой-то близкий человек умер, и каждый год плохое настроение в это время (полезный вопрос себе как аналитику: «Почему именно сейчас клиент пришел ко мне?»);
-
совпадение рождения ребенка.
Генограммы можно строить не только по событиям, которые происходят в семье, но и по заболеваниям, или фокусные генограммы, например, сексуальная генограмма. Здесь генограмма позволяет выделить миф, который лежит в основе проблемы. Если клиенты приходят на консультацию с сексуальными расстройствами, мы можем построить такую фокусную генограмму. Это касается вопросов табу, того, что родительские фигуры транслируют по поводу сексуальной жизни – хорошо это или нет, удовлетворена ли мать. Обычно клиентки как дочери знают (хотя им это не всегда рассказывается), удовлетворена ли мать. Это даже маленькая девочка может прорисовать в рисунке, не зная, о чем она рисует, но это будет понятно.
Можно сделать генограмму по деньгам. Это безопаснее и меньше травмирует. Хотя в бессознательном деньги и секс тождественны.
Владение этим инструментом может помочь специалисту на разных этапах работы с клиентом (семьей, супружеской парой) для решения следующих задач...
Знакомство с клиентом, сохранение большого количества информации о нем, значимых и близких ему людях, его истории. Это тот инструмент, который поможет нам, особенно на начальных этапах нашей аналитической работы, удержать большой объем информации, которую рассказывает клиент о тетушках, бабушках, двоюродных племянниках. Эту информацию можно удержать, и аналитик, в основном, имеет такую специальную память, когда в момент прихода клиента в кабинет вся информация восстанавливается. Даже если клиент приходит десять лет, информация которую он сказал на первой сессии остается и актуализируется через поле тогда, когда наступает момент поговорить об этом. Но на начальном этапе профессиональной деятельности, когда аналитик формирует свою аналитическую идентичность, подобная методика поможет удержать информацию о том, что клиент хочет рассказать и что нам нужно о нем знать.
Исследование истории клиента и возможных причин возникновения проблемы.
Формулирование гипотез по поводу существующих проблем, планирование направления в консультировании.
Определение состава участников консультирования (терапии).
Уточнение запроса клиента.
Понимание скрытого (бессознательного) запроса клиента, осознавание переносных и контрпереносных реакций между аналитиком и клиентом.
Расширение возможностей и актуализация неиспользуемых ресурсов: метод генограммы позволяет увидеть не только негативные аспекты, но и положительные моменты, которые семья транслирует нашему идентифицированному клиенту.
Достижение терапевтических эффектов: снижение тревоги, выход в наблюдающую позицию, перераспределение ответственности (разделение ответственности за свои проблемы с другими членами семьи), переобозначение проблемы с изменением интерпретации личных событий, снижение чувства вины и обиды, новые идеи о себе, семье, источниках проблем и способах их решения, расширение видения себя и своей семьи.
Генограмма не является стандартизированным тестом со строго оговоренной процедурой проведения интервью и оценки. Это открытый метод, который предоставляет большие возможности для терапевтического творчества.
Генограмма — не универсальная методика. Есть ситуации, в которых ее можно применять, и есть ситуации, где нет смысла ее применять. Иногда генограмма бывает прорисована и клиент соглашается с тем, что он видит, но ничего не происходит. И в каждом случае мы будем искать ответ: где-то это может быть такое сопротивление, которое еще не проработано, и тогда результаты и всей работы, и в частности работы с генограммой будут отсрочены и будут подкрепляться аналитическим сеттингом, который позволяет получить от генограммы максимальный терапевтический эффект, так как является хорошей основой для того, чтобы перерабатывать сопротивления.
Хочется отметить, что в работе психоаналитика, конечно же, возможны альтернативные подходы.
Иногда генограмма способствует появлению большего числа вопросов, чем ответов. Работа с генограммой не способна разгадать все загадки клиента. Тем не менее, она позволяет проводить индивидуальные и семейные встречи, способствуя быстрому выходу на суть проблемы. И одна из целей генограммы заключается в том, чтобы помочь клиенту принять его настоящую и будущую систему отношений как нечто, что он может продолжать.
О.Б.Сконина,
2017 ©